На главную
назад вперед
карта сайта
фотогалерея Konica Minolta
















РАЛЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МОНАКО

З1 декабря 1911 года. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 14. 8 часов утра. 19 градусов мороза. От здания Императорского Российского Автомобильного общества на автомобиле «Руссо-Балт» отправляются редактор-издатель петербургского журнала «Автомобиль» А. П. Нагель и его сотрудник В. А. Михайлов - единственные российские участники ралли «Монте-Карло».

Учрежденное в 1910 году ралли Монте-Карло - одна из старейших автомобильных гонок мира. Организатором самого грандиозного ралли тех лет был принц Монако Луи, принадлежащий правящей до сих пор династии Гримальди. По одной из версий, проводить ралли именно зимой, в самое некомфортное время года, принц решил потому, что январь был «мертвым сезоном» для казино. Считается, что идею не мене азартного, чем игра, развлечения, подсказал принцу президент автоклуба Монако господин Ноес. Идея себя оправдала - ралли «Монте-Карло» сразу стало одной из самых престижных гонок Европы.

В первой гонке, в январе 1911 года участвовали 23 экипажа, а в декабре 1911 года вместе с «Руссо-Балтом» на старт вышли, по разным данным, от 82 до 87 автомобилей из 9 стран. Ралли было организовано по принципу «звездного сбора», когда участники стартуют из разных городов и собираются в одном пункте, с которого следуют по общему маршруту. Самый короткий маршрут - 544 км - начинался в Турине, а самый длинный - в Санкт-Петербурге: Андрей Нагель прошел на «Руссо-Балте» 3 260 км. Время старта выбиралось таким образом, чтобы участники, выдерживая заданную среднесуточную скорость, финишировали в Монте-Карло в одно и то же время. На ралли зимы 1911 - 1912 года была установлена средняя суточная скорость в 20 км/ч. Но с учетом времени, необходимого для отдыха и обслуживания автомобилей, реальная средняя скорость составляла 50 - 60 км/ч.

Для участия в ралли Монте-Карло, «Руссо-Балт» С24/55 с серийным номером «14» был специально подготовлен: рабочий объем двигателя увеличен до 4 939 см3, алюминиевые поршни заменены чугунными, поставлены мощные ацетиленовые фары «Фаркония», французский карбюратор «Зенит». Было уменьшено передаточное число заднего моста, - благодаря этому на хорошей дороге «Руссо-Балт» мог разгоняться до 105 км в час.

Погода испортилась перед Лугой, и здесь участники ралли «Монте-Карло» потеряли четыре часа. Стемнело, началась метель, машина вязла в снегу. Вадиму Михайлову пришлось выйти из машины и вести автомобиль за собой. В Псков А. Нагель и В. Михайлов прибыли новогодней ночью, а утром отправились в сторону Риги, куда добрались без приключений к 8 вечера. В Риге гонщиков ждал специальный грузовик сопровождения, предоставленный Русско-Балтийским заводом. Грузовик двигался впереди «Руссо-Балта» до границы с Германией, прокладывая в снегу колею.

На германской стороне погода была такой же. Фары, по словам Нагеля, освещали лишь белое пятно, дорогу занесло, определить ее направление можно было только по растущим вдоль обочины деревьям, и Михайлову не раз приходилось выходить из автомобиля и вести его за собой. Потерю времени в заносах компенсировали ночной ездой - было необходимо выдерживать заданную среднюю скорость и проходить по 480 километров в сутки.

2 января добрались до Кенигсберга. На выезде из города гонщики заблудились, а затем, выйдя на правильную дорогу, слишком разогнались - и машина оказалась в кювете. Маршрут проходил через Германию и Францию. После Берлина трасса стала лучше, и «Руссо-Балт» почти постоянно держал скорость около 100 км/час. Пилоты проезжают Эйзенах, Карлсруэ и направляются в Страсбург, оставляя позади соперников, самыми опасными из которых были германский гонщик фон Эсмарх на «Дюрконне» и француз Юлиус Бейтлер на «Берлие».

Но на территории Франции вновь начались проблемы. Сначала гонщики попали в полосу тумана и ехали, по словам Нагеля, точно раздвигая перед собой горы ваты. После маршрут проходил через Бельфор, Лион, Авиньон и через Ниццу в Монако - по горным дорогам с обледенелыми спусками и подъемами. В Бельфоре А. Нагель и В. Михайлов чуть не распрощались с надеждой на победу: автомобиль с уменьшенным ради скорости передаточным числом в заднем мосту не брал скользкие крутые подъемы, цепи на колесах порвались, и новые взять было негде. По одной из легенд, цепи были куплены у винодела из ближайшей деревни - тот обвязывал ими бочки, когда вез вино на продажу. Другая легенда говорит о том, что А. Нагель нашел сенсационное для того времени решение проблемы: кожаный ремень с гвоздями, накладываемый на покрышки, и таким образом, первым изобрел противоскользящие шипы. Так или иначе, горные дороги были преодолены, и пилоты прибыли на контрольный пункт в Лионе, а 8 января уже были на Лазурном берегу и снова ехали по хорошим дорогам со скоростью в 100 км/ч. Промчавшись через Канны и Ниццу, «Руссо-Балт» под проливным дождем первым въехал в Монте-Карло. «Пришел первым в одиннадцать с половиной. Мотор работает так же, как и при выезде. Шины с петербургским воздухом. Успех огромный. Автомобиль поставлен в особую беседку, украшен флагами», - телеграфировал Нагель в Петербург.

Подсчет результатов ралли Монте-Карло уже тогда был довольно сложным. Следовало уложиться в заданный график движения - это подтверждали отметки, сделанные в путевых карточках на контрольных пунктах. Затем учитывались плюсовые очки за пройденное расстояние, начислялись очки за превышение заданной средней скорости и за количество пассажиров на борту. Помимо этого, жюри выставляло оценки за комфорт машины, за элегантность внешнего вида, за состояние шасси и кузова. Денежное вознаграждение за победу в генеральной классификации (абсолютном зачете) составляло 10 тысяч франков - стоимость небольшого автомобиля. Первое место в абсолютном зачете занял Юлиус Бейтлер на «Берлие», а Нагель на «Руссо-Балте» - девятое. «Руссо-Балт» получил также первый приз туризма и первый приз дальности маршрута. Награждение состоялось у княжеского дворца.

В Россию А. Нагель, В. Михайлов и автомобиль «Руссо-Балт» вернулись по железной дороге. За успех в международном ралли и создание благоприятного имиджа российских автомобилей за рубежом император Николай II присвоил Андрею Платоновичу Нагелю орден Святой Анны 3-й степени.

о проекте организаторы партнеры пресс-центр все проекты
 
email e-mail: info@pyccobalt.ru icq ICQ: 159155779 телефон +7 (495) 766-37-83
copyright © 2004 pyccobalt.ru проект не имеет связи с официальным владельцем
торговой марки "Руссо-Балт" www.russobaltique.ru


created by negrodesign.com