На главную
назад вперед
карта сайта
фотогалерея Konica Minolta
















АВТОМОБИЛИ «РУССО-БАЛТ»

«На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекавшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка», - написал журнал «Автомобиль» в 1909 году.

В 1869 г. бельгийско-немецкая фирма «Ван дер Зипен и Шарлье» получила русский заказ на постройку 500 вагонов для Рижско-Двинской железной дороги. Чтобы не платить ввозную пошлину, фирма открыла в Риге собственный филиал.

130 лет назад, в 1874 году, филиал иностранной фирмы был преобразован в «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода».

А еще через 30 с лишним лет председатель правления Русско-Балтийского завода и главный его владелец М. В. Шидловский предложил совету правления организовать производство автомобилей. Предложение было принято.

Для организации производства легковых автомобилей на Русско-Балтийский завод был приглашен был приглашен швейцарский инженер Жюльен Поттер. Он получил указание «не останавливаться перед затратами для производства самого лучшего автомобиля». С одной лишь оговоркой - практически все детали должны были производиться на самом заводе.

26 мая 1909 года из ворот Русско-Балтийского завода выехал первый «Руссо-Балт». Автомобили на Русско-Балтийском заводе выпускали сериями от 3 до 50 штук. На производстве была принята метрическая система мер, а точность обработки деталей доведена до сотых долей миллиметра. Сборку узлов и агрегатов выполняли специализированные группы рабочих. Благодаря этому на Русско-Балтийском заводе добились полной взаимозаменямости деталей и сборочных единиц в одной партии автомобилей.

Вслед за первой машиной марки С24/30 изготовили еще две, позже выпустили вторую серию «Руссо-Балтов» - К12/15. Так началось серийное автомобилестроение России. Начав с производства легковых авто, Рижский завод взялся за постройку грузовиков, изготовил несколько образцов автобусов, артиллерийских тягачей, пожарных машин и шасси для броневиков. Здесь выпускались и специальные версии легковых автомобилей. Гоночный «Руссо-Балт» в 1913 году развил на взлетной полосе скорость 128,5 км/ч. Специально для нужд армии в 1915 году был произведен полугусеничный «Руссо-Балт».

31 декабря 1911 года «Руссо-Балт» с заводским номером 14 стартовал в международном пробеге Санкт-Петербург - Монако, самом грандиозном в мире ралли тех лет, - и первым прибыл к финишу. «Руссо-Балт» получил первый приз маршрутов, первый приз за выносливость машины и девятый приз в общей классификации. Пилот А. П. Нагель, редактор-издатель петербургского журнала «Автомобиль», за победу в международном соревновании был награжден орденом Святой Анны 3-й степени и золоченым кубком от Императорского автомобильного общества.

С 1910 по 1914 год автомобили «Руссо-Балт» участвовали в шестнадцати соревнованиях и в пяти выставках, были отмечены пятью золотыми медалями. Несколько первых экземпляров «Руссо-Балта» приобрел Николай II - и даровал Рижскому заводу право поместить на решетку радиатора автомобилей императорский герб - двуглавого орла. Автомобили «Руссо-Балт» приобретали высокопоставленные лица и успешные промышленники, завод получил государственные заказы от военного ведомства. Но триумф «Руссо-Балта» - и «серебряный век» отечественного автомобилестроения - вскоре закончились.

В 1915 году автомобильный отдел был эвакуирован в Петроград - на бывший Русско-Балтийский моторный завод, и под Москву - сегодня это территория завода им. Хруничева в Филях.

В 1918 году предприятие в Петрограде было национализировано, а в 1919 - закрыто. После Октябрьской революции возобновить производство пытались в Москве.

В 1922 году Бронетанково-автомобильный завод выпустил первый советский «Руссо-Балт», который был подарен председателю ВЦИК М. Калинину. Предприятия объединения «Промбронь» производили эти автомобили еще четыре года… Автомобили, выпущенные Русско-Балтийским заводом, в течение многих лет считались безвозвратно утраченными.

Только в 1965 году удалось разыскать уцелевший «Руссо-Балт», 25 лет простоявший в дровяном сарае г. Кимры Тверской области с треснувшим блоком цилиндров: в 1941 году хозяин поставил машину на зиму в сарай, забыв слить воду.

Этот автомобиль, восстановленный специалистами НАМИ по указанию министра автомобильной промышленности СССР, экспонируется в московском Политехническом музее. И это единственный сохранившийся в мире подлинный легковой «Руссо-Балт».

о проекте организаторы партнеры пресс-центр все проекты
 
email e-mail: info@pyccobalt.ru icq ICQ: 159155779 телефон +7 (495) 766-37-83
copyright © 2004 pyccobalt.ru проект не имеет связи с официальным владельцем
торговой марки "Руссо-Балт" www.russobaltique.ru


created by negrodesign.com