Как всегда – экипажи уже привыкли к интересу мирового сообщества – около машин стали собираться любознательные немцы. Правда, один из них, при попытке побеседовать с ним на английском языке, оказался французом. Вышел директор отеля в сопровождении помощницы, говорящей по-русски. Девушка перевела, что герр Х просит разрешения сфотографировать машины на фоне его отеля, он повесит фотографию в холле, чтобы все видели, какие гости приезжают в его отель. Мы разрешили.
Приехал Леонид Поляков – до этого момента мы были с ним знакомы только по электронной почте и по телефону. Леонид опрометчиво взял на себя подготовку нашей программы в Германии, еще не зная, чем это ему грозит. Быстро обсудили планы: съемки нас германским телевидением в узнаваемом месте Берлина, несколько встреч в Meilenwerk – берлинском олдтаймер-комплексе, где нас с нетерпением ждут третий месяц…
И Леонид повел автопробег на Берлин. Колонна впервые выехала на автобан. Выяснилось, что мы даже не очень мешаем остальным, и фуры легко объезжают процессию, движущуюся в правом ряду со скоростью 80 км в час. Где-то на полпути Марианна заметила, что на площадке, в стороне от автобана, стоит «Победа» с открытым капотом. Поскольку трудно было предположить, что на стокилометровом участке между восточным Франкфуртом и Берлином можно найти две «Победы», она справедливо решила, что это наш автомобиль. Остановилась на обочине и позвонила Леониду, ехавшему впереди колонны.
- Что-то случилось с «Победой». Я пока стою, сейчас подойду к Евгению. - На автобане нельзя стоять! - Но машина отстала. Впереди есть разворот? Тогда я вернусь и узнаю, что случилось, а вы вставайте, где можно.
Короткие гудки…
Тут Вектра – сказалось российское воспитание немецкой машины – поступила, как выяснилось в дальнейшем, совершено диким образом. Она справа, по обочине, догнала автомобиль Леонида, кстати, тоже Вектру, только хорошо воспитанную, включила аварийку, притормозила рядом, и начала сигналить: это была просьба открыть окно.
- Я поеду вперед искать разворот, он далеко? - Сейчас, езжайте за нами.
В ответ Вектра совершила еще один невероятный поступок: она остановилась на обочине, чтобы пропустить колонну и встать на свое место, за ЗиМом. Метров через 200 обнаружилась площадка, предназначенная для тех, кому все-таки нужно как-то прекратить двигаться. Съехали с автобана, после чего выяснилось следующее: на автобане можно стать, только если машина не в состоянии проехать ни сантиметра. Следует прижаться как можно правее, включить аварийку, выйти обязательно через правую дверь и идти к аварийному телефону. Причем, если дорогу ограждает забор, водитель, прежде, чем куда-то идти, должен перелезть через этот забор… Тут неугомонная Вектра, не дослушав, вернулась на дорогу, чтобы показать «Победе» нужный съезд с шоссе. О ужас, Вектра не просто встала на автобане, сначала она проехала несколько метров задним ходом!
Позже нам рассказали историю. О том, как наши земляки путешествовали по Германии на трех машинах. Дело происходило, разумеется, на автобане. Люди проехали поворот и – совершенно естественно – решили вернуться задним ходом, но в первую (или последнюю?) машину въехал немецкий автомобиль. Полицейский после этого долго просил прощения у русских водителей. «Вы нас извините, мы разберемся, он наверное пьяный или наркоман. Вы только представьте себе, он говорит, что все три ваши машины ехали задом по автобану!». Похоже, что это – не анекдот…
Доехали до Берлина, в районе Карл-Маркс-аллеи, специально для телеканала ZDF – Второго телевидения Германии - покатались вокруг клумбы с фонтаном. Берлинское бюро канала выбрало для съемки именно восточную часть города с до боли знакомой советской архитектурой и поместило в этот пейзаж советские автомобили. В общем-то, то же самое можно было сделать на Кутузовском проспекте в Москве (примечание: мнение авторов может не совпадать…).
Поехали дальше, через самый центр Берлина: Унтер-ден-Линден, она же Улица-под-Липами, Остров Музеев…, - пытаясь не потерять друг друга на перекрестках, а поэтому проезжая эти перекрестки на красный. Машины в берлинских пробках чище, чем в московских, но пробки от этого не намного приятнее. Особенно, если пробираться через них колонной из шести автомобилей. Чуть-чуть облегчало ситуацию временное отсутствие ЗиМа – его куда-то увезли телевизионщики – колонна стала короче на пять с половиной метров.
Объехали Бранденбургские ворота, поснимали и поснимались у мемориала советских воинов,
расположенного, как это ни странно, в Западном Берлине. И с опозданием отправились в олдтаймер-комплекс Meilenwerk (Майленверк), периодически отвечая на приветствия соседей по пробке. Примерно треть берлинских водителей обращалась к нам на чистейшем русском языке.
Нам открыли ворота, и пять машин въехали в здание Майленверка,
прошли через галерею, вернулись на открытую площадку комплекса и встали, снабженные табличками с описаниями, как настоящие экспонаты. А мы отправились осматривать комплекс.
Майленверк, открытый чуть больше года назад, находится в помещениях старого трамвайного депо. Когда-то, в начале 20 века, это был крупнейший трамвайный парк Европы, но в последние лет тридцать он не использовался по назначению. Здесь были склады, потом здания и вовсе планировали снести… Сейчас это – стильный комплекс, где размещаются офисы автомобильных клубов, непривычно чистые мастерские, павильончики с аксессуарами, модельками и подобными автомобильными и околоавтомобильными вещами. Владельцы раритетных авто хранят здесь свои машины: автомобили ставят в прозрачные «аквариумы», расположенные в два этажа. Так что хозяева могут быть спокойны: их сокровища увидят все, но потрогать руками не сможет никто. Правда, эти машины используются в качестве «декорации» во время проведения презентаций, если заказчик мероприятия об этом попросит, - таково одно из условий хранения авто в этом престижном комплексе. Большую часть пространства занимают автомобили, выставленные не столько для осмотра, сколько для продажи. Кое-кто из участников пробега присмотрел себе машинку по вкусу.
Потом мы знакомились с руководством Майленверка и с директором берлинского отделения DEUVET - организации, объединяющей германские ретро-клубы. А еще с пожилой парой, проявившей повышенный интерес к голубой «Волге». Супруги – с виду добропорядочные бюргеры – оказались нашими бывшими соотечественниками. Глава семейства достал фотографию 60-х годов: закарпатский пейзаж, юная красавица – его супруга, теперь уже немолодая дама, и голубая «Волга», как две капли воды похожая на машину Максима, разве что без «летящего оленя» на бортах. Пожилой господин слышал о том, что мы будем в Берлине, и специально приехал в Майленверк, захватив с собой фотоснимок. Хозяин фотографии потрогал машину, посидел в ней…
На этом официальная программа дня - ее описание есть в разделе «События» - завершилась. Машины, будучи экспонатами, остались на площадке Майленверка, мы же отправились обедать почему-то в индийский ресторан. Предполагалось, что автомобили пробудут в Майленверке до следующего утра: посетители олдтаймер-комплекса смогут насмотреться на них, а водители и штурманы, в свою очередь, погулять по Берлину, попить пива и насладиться безмашинной жизнью.
Но после обеда сил прибавилось, мы вспомнили, что у нас как-никак автопробег – и нашли компромиссный вариант. Изучать неохваченные достопримечательности, в частности, остатки Берлинской стены,
поехали три машины: «газик», «Победа» и ЗиМ, - под предводительством Леонида Полякова.
... Казалось, теперь было сделано все, что можно было сделать за день в этом городе. Поэтому ЗиМ и «Победа» отправились в гостиницу. А вот экипаж 69-го ГАЗа, умножившийся на эту ночь до пяти человек, дневную, точнее, суточную программу выполненной не считал. Владимиру, Михаилу, Максиму, Александру и Марианне еще нужно было, как минимум: изучить ночную жизнь Берлина, сфотографировать машину у Бранденбургских ворот, все-таки выпить пива и кофе, а также найти Хард-Рок-кафе.
Последний пункт программы требует пояснений. Двое из команды – Максим и Александр – коллекционируют майки Хард-Рок-кафе разных городов мира, эти майки, кстати сказать, составляют основную часть гардероба вышеупомянутых участников пробега.
Вооружившись картой Берлина, поехали. Остановились перед Брандербургскими воротами, вышли с фотоаппаратами из машины. Временно оторвавшись от объективов, увидели, что за «газиком» собралась толпа автомобилей – мы стояли на месте для разворота. Берлинские водители отнеслись к такой помехе на удивление разумно: если люди зачем-то остановились на дороге и фотографируют, - наверное, так нужно, следует подождать. Остатки совести подсказали, что все-таки проезд лучше освободить. Поэтому ГАЗ подъехал к самым воротам, туда, где машинам вовсе не полагается находиться. Об этом нам вежливо сказал подошедший охранник. Спорить с ним не стали. Хладнокровно завершили фотосессию, и только потом отправились вместе с машиной на проезжую часть. Искать Хард-Рок-кафе.
Адрес берлинского Хард-Рок-кафе у нас был, и мы поехали, как казалось, в нужном направлении, отвечая на радостные возгласы и приветственные жесты из проезжающих мимо автомобилей. Через некоторое время стало понятно, что ночью в большом городе Берлине нужную улицу найти не так просто. Остановились в темной аллее. Тут мнения членов экипажа о том, как же все-таки следует искать Хард-Рок-кафе, разделились. Версии было три: позвонить Леониду Полякову, посмотреть карту и спросить у прохожих.
Первый вариант отпал сам собой, поскольку номер Леонида был записан в памяти телефона директора проекта, а батарейка ее телефона окончательно села. Два следующих способа действий были предприняты параллельно. Часть экипажа изучала карту,
возмущаясь неимоверным количеством улиц. Максим тем временем воплощал в жизнь свое предложение – преодолевая языковой барьер, спрашивал дорогу у прохожих. Это происходило так: увидев одну или нескольких проходящих девушек (почему-то в этом месте и в это время суток прохожие были преимущественно дамского пола), бежал за ними, с криком «Can you help me!» распахивал куртку и тыкал пальцем себе в грудь. Там, на майке было написано «Hard Rock Cafe». Но девушки, как ни странно, дорогу не объясняли, они шарахались и ускоряли шаг, прижимая к себе сумочки.
Так что кафе было найдено по карте. Магазин, торгующий майками, уже закрылся, и мы, в знак протеста, решили, что пиво и кофе будем пить в другом месте. Что и сделали, припарковав «газик» среди блестящих, дорогих, но скучных машин посетителей какого-то из центровых ресторанов.
Пора было ехать в гостиницу. Еще раз изучили карту города Берлина. Выяснили, что улиц с нужным нам названием в этом городе целых четыре. К счастью, в районе, где находился наш отель, таких улиц было всего две, так что рамки поиска несколько сузились. На одной из улиц не оказалось искомого номера дома, поэтому мы предположили, что эта улица не наша. Стали искать другую – спрашивая дорогу у редких глухой ночью прохожих и стучась в двери освещенных заведений. Причем адрес и название гостиницы, к полному изумлению местных жителей, мы показывали на мониторе цифрового фотоаппарата – бумага с адресом и подтверждением бронирования была отдана тем, кто благоразумно уехал спать раньше. Переписывать длинные немецкие слова не было никакого желания, и координаты отеля мы просто сфотографировали.
Поиски заняли около полутора часов. В очень приятной и комфортной гостинице закончился этот длиннющий день.