На главную
назад вперед
карта сайта
фотогалерея Konica Minolta

















Автомир №36 28 августа 2004 г.

ПОДВИГ ИМЕНИ "РУССО-БАЛТА"

Более 6000 километров дорог Европы до побережья Средиземного моря, ласкающего берег княжества Монако прошли пять отечественных ретро-автомобилей. До лета 2004-го такого не делал еще никто...

В далеком 1911 году, в канун нового года, “Руссо-Балт” с заводским номером 14 стартовал из Санкт-Петербурга, с Дворцовой площади, в международной гонке Санкт-Петербург—Монако, которая считалась в те годы самой грандиозной и престижной. Именно он пришел к финишу первым. За его “штурвалом” сидел редактор-издатель петербургского журнала “Автомобиль” Андрей Платонович Нагель…
Отечественные историки почему-то забыли Нагеля, и почти забыли “Руссо-Балт”.

ИЗ МОСКВЫ
Несмотря на то, что Нагель стартовал в свое время из Санкт-Петербурга, в качестве место старта первого в России международного автопробега “Руссо-Балт-Рейд” была выбрана Первопрестольная. Дождливым утром 10 апреля был дан старт от Музея истории Москвы. Со взмахом сабли, безжалостно снесшей горлышко бутылки шампанского, внушительных размеров колонна ретро-автомобилей стартовала со Старой площади. Почетно обогнув Кремль, она прошла по Тверской и по “Ленинградке” вышла за пределы Москвы. На 12-е был намечен старт в Питере, с Дворцовой.
Оказалось, до Северной столицы по разбитым за зиму дорогам добраться не так-то просто.
В Тверской области начались первые проблемы. Внезапно посреди полотна могли возникнуть проломы покрытия глубиной чуть ли не до полуметра. Изначально приспособленные к нашим “направлениям” “Волги”, “Победа” и “ЗиМ”, не говоря уже о ГАЗ-69А, держались молодцом, а вот созданной для автобанов Vectra (организаторская машина) досталось. Новгородские дороги оказались еще хуже, и разогнавшаяся на радостях Vectra, догоняя раритеты, посетила обоими передними огромный пролом, внезапно “нарисовавшийся” посреди полотна. Из ретро-автомоблей все добрались благополучно, лишь у одной из “Волг” все же пришлось заменить одно колесо.

РАЗВЕ ЭТО РЕТРО?
Дворцовая площадь встречала (и провожала) холодом, сценой с духовым оркестром, местной прессой и... парадом питерских ретромобилей. Под “столбом” собрались куча “Волг” из местного клуба почитателей ГАЗ-21, несколько “Москвичей-407” и целая тусовка “горбатых” ЗАЗ-965 (тоже, кстати, клуб).
Как ни удивительно, но дорога от Питера до Пскова оказалась намного лучше. А жители древнего города встретили участников рейда очень радушно, но удивления скрыть не могли: “Да какое же это ретро, у нас в городе такие машины в такси работают”. Действительно, по Пскову преспокойно таксует несколько 21-х “Волг”, а на ЗиМе ездит местный батюшка. Просто отношение в древних русских городах к подобным машинам — не трепетное, как к экспонатам, а вполне практичное — как к старым, но еще вполне работоспособным.
Далее путь лежал через Вильнюс в Калининград. До самого западного города России добралось только две машины, ЗиМ и “Победа”. Ретроводов в столице янтарного края встречали сотни зрителей и несколько “знаковых” калининградских авто, таких, как “Форд-Эйфель” 1934 года, “Эмка”, “Чайка”, ярко-красный “Жук” и “Волга” ГАЗ-21.
В Калининграде, до которого дошли лишь две машины из пяти, решено было устроить промежуточный финиш и впоследстаии дать повторный старт из Москвы. Так закончился первый, российский этап “Руссо-Балт-Рейда”.
Этот финиш действительно стал промежуточным — спустя полтора месяца пяти российским ретро-автомобилей снова был дан старт в Москве.

"ТИХИЙ" РЕСТАРТ
У смотровой площадки на Воробьевых горах участники пробега встретились 4 июня в 9 утра. Старт от здания Московского Университета был задуман “тихим”. В 11 утра колонна отправилась в Европу.
До Великих Лук доехали без особых приключений. Первая гостиница на маршруте — и первая толпа, собравшаяся вокруг автомобилей.

СТАРШЕ 1950-го?
Из Великих Лук колонна направилась в сторону латвийской границы.
На границе задержала довольно экзотическая проблема: пограничный компьютер считал, что машин старше 1950 года не существует и отказывался воспринимать данные “Победы”, выпущенной в 1949 году. Через некоторое время выход нашелся: пограничник вбил “1950”, потом вручную исправил на “1949”, — и первая граница была пройдена.
На следующий день перед стартом в Ригу все машины были вымыты — в первый и в последний раз за все путешествие. За пределами России автомобили почему-то перестали пачкаться.
По дороге колонну обогнал красный Volvo. Призывные жесты водителя — им оказался президент ретро-клуба Латвии Янис Анге - были совершенно правильно истолкованы как “езжайте за мной”. Так доехали до знаменитого рижского “Мотор-Музея”.Экскурсия по музею, журналисты латвийских СМИ, распитие чая и кофе с директором музея Андреисом Белинскисом и председателем ретро-клуба Латвии Янисом Анге — официальные и неофициальные мероприятия продолжались не один час.

АДСКАЯ СМЕСЬ
Границу между Латвией и Литвой прошли, не выходя из машин. Колонна двинулась в Каунас. От Каунаса до Гданьска — 500 с лишним километров: впереди был один из самых больших перегонов. На границе между Литвой и Польшей потратили минут 15 — погранпереходы становились все прозрачнее.
Пройдя полпути, выяснили, что в этих краях не встретить не то что Аи-80, но даже 92-го бензина. Тут-то, на территории Польской Республики, впервые накормили автомобили адской смесью местного 95-го, привезенного из Москвы “технического” 66-го и залитого в канистры где-то по дороге 80-го.
В Гданьск приехали к ночи, а утром ретроводов встретил Марек Рутка – представитель Автоклуба Поморья, автомобильный журналист, преподаватель университета и просто хороший человек.
Марек вывел автопробег на трассу, которая через 350 километров должна была привести ретроводов прямо к немецкой границе, которую пересекали уже в полной темноте. Минут через десять автопробег торжественно был пропущен в Шенгенскую зону, а еще через полчаса докатился до Франкфурта-на-Одере.
Здесь ретроводов встретил “русский немец” Леонид Поляков, который опрометчиво взял на себя подготовку программы мероприятий в Германии. Он-то и повел автопробег на Берлин, где предстояло несколько встреч в Майленверк – берлинском олдтаймер-комплексе…

ТЯЖЕЛОЕ ИСПЫТАНИЕ
После экскурсии по музею Майленверк кое-кто из участников пробега присмотрел там себе модельку по вкусу.
Далее путь лежал во Франкфурт. Дорога из равнинной превращалась в горную, с крутыми подъемами и длинными спусками. Серпантины для автомобилей, точнее, для их водителей оказались самыми сложными участками трассы. Ни одна из машин не оборудована усилителем тормозов, а тормозить двигателем, когда у тебя только три передачи и машина пытается разогнаться под горку, — слишком большая нагрузка для 50-летних моторов.

НЕКРАСИВО?
Следующим пунктом после Франкфурта стал Ладенбург с автомузеем доктора Карла Бенца.
Машины встали во дворе музея, а участники пробега вместе со съемочной группой вошли внутрь: выпить приветственный бокал шампанского с владельцем музея, коллекционером и реставратором герром Винфридом Зайделем и осмотреть экспозицию.
Впереди, в 140 километрах была Франция, и колонна двинулась в Страсбург. Границы между Германией и Францией никто не заметил — ее просто не было. Зато порядка стало меньше, а привычной грязи на улицах — больше.
Переночевав в столице Эльзаса, участники пробега пошли на Мюлуз. Там располаагется Национальный автомобильный музей, он же — Коллекция Шлумпфа.
Пообщаться со столь высокими гостями вышел директор музея. Выяснилось, что он — как и большая часть местного населения, имеет смутное представление о русских людях и о русских автомобилях.
Наши машины господину Баке не нравятся, поскольку они некрасивы, неэстетичны и слишком функциональны…

ДОЛОЙ ТЕРМОСТАТ!
Минуя Лион, по платной дороге автопробег размеренно порулил к Лазурному берегу.
Проехав чуть больше четверти пути, закипел ЗиМ. Его привели в чувство, но через некоторое время он снова перегрелся — южнофранцузский климат был явно ему противопоказан. Консилиум постановил “ампутировать” термостат, что было сделано.
Автопробег вновь мирно двинулся в сторону Ниццы. К городу подъезжали, как водится, в темноте. И вот — огни Ниццы. Дворцы, проститутки в ботфортах, знаменитый купол отеля Негреско… Под пальмами Promenade des Anglais, Английской набережной, проходят: ГАЗ-69, “Победа”, две “Волги” ГАЗ-21 и ЗиМ…

СВЕРШИЛОСЬ...
Из Ниццы в Монте-Карло ведут две трассы, и почему-то колонна пошла к финишу по одной дороге, а ЗиМ и Vectra — по другой. Встретиться договорились у похожего на дворец казино Монте-Карло. Оставалось найти его. Заблудились все.
После долгих и мучительных поисков (в Монако многие здания похожи на дворцы) казино все же было найдено. У парадного входа в главное казино Княжества Монако, где для гостей из России освободили место, разогнав Rolls-Royce и Bentley, как и везде, собралась толпа.
В этот же вечер автомобили были погружены на автовоз, а члены экипажей, возвращавшиеся в Москву самолетом следующим утром, ночью решили посетить казино, но оно почему-то оказалось закрытым. С террасы отеля, наблюдая восход солнца над крышами Княжества Монако, участники “Руссо-Балт-Рейда” отпраздновали его благополучный финиш.

Текст: С. Колосов, М. Дихтярь

о проекте организаторы партнеры пресс-центр все проекты
 
email e-mail: info@pyccobalt.ru icq ICQ: 159155779 телефон +7 (495) 766-37-83
copyright © 2004 pyccobalt.ru проект не имеет связи с официальным владельцем
торговой марки "Руссо-Балт" www.russobaltique.ru


created by negrodesign.com